Радиально-упорные шарикоподшипники применяются для восприятия комбинированных нагрузок (как осевых, так и радиальных). Это достигается за счет особой конструкции дорожек качения которые расположены на встречу друг другу под определённым углом (углом контакта). От этого параметра напрямую зависит величина осевой нагрузки, чем больше угол контакта, тем большие осевые нагрузки воспринимает подшипник. Данный тип шарикоподшипников практически не воспринимает осевые перекосы.
Радиально-упорные шарикоподшипники воспринимают радиальную нагрузку в меньшем размере, чем шариковые радиальные подшипники, но в тоже время, за счет уменьшенного угла контакта, имеют более высокие скоростные характеристики.
Все радиально-упорные шарикоподшипники обладают крайне ограниченными возможностями в восприятии осевого перекоса внутренней обоймы относительно наружной. Это обусловлено тем, что перекос компенсируется только за счет увеличения нагрузок между телами качения и обоймами. Любой перекос значительно снижает срок службы подшипника и приводит к увеличению шумности работы.
Основные виды радиально-упорных шарикоподшипников:
1. Однорядные радиально-упорные шарикоподшипники;
2. Двухрядные радиально-упорные шарикоподшипники;
3. Радиально-упорные шарикоподшипники с четырех точечным контактом.
Однорядные радиально-упорные шарикоподшипники воспринимают осевые нагрузки только в одном направлении поэтому они, как правило, устанавливаются парами, но имеют место и подшипники для одиночной установки. Конструктивно радиально-упорные шарикоподшипники выполнены таким образом, что имеют неразборную конструкцию, за счет расположения дорожек качения на встречу друг другу могут оснащаться большим количеством шариков, что в свою очередь обеспечивает повышенную грузоподъёмность.
Для изготовления радиально-упорных шарикоподшипников стандартной комплектации используются сепараторы из листовой стали или полиамида, рабочая температура таких подшипников до 120 С. Подшипники работающие при повышенных температурах или тяжелых условиях эксплуатации могут быть изготовлены с механически обработанным сепаратором из латуни.
Однорядные радиально-упорные шарикоподшипники для парной установки изготовлены таким образом, что при установки друг на друга (в произвольном порядке) обеспечивается равномерное распределение нагрузки и устанавливается заданный преднатяг без использования проставочных колец. Однорядные радиально-упорные шарикоподшипники для парной установки изготавливаются в 3 вариантах преднатяга (легкий, средний и высокий), а также 3 видов осевых зазоров (уменьшенный, нормальный и увеличенный).
Радиально-упорные шарикоподшипники для парной установки выпускаются как нормального класса точности (Р6), так и в прецизионном исполнении (Р4).
Существует три принципиальных схемы установки радиально-упорных шарикоподшипников.
1. Тандем (друг за другом), при установке по этой схеме подшипники воспринимают равномерную осевую нагрузку в одном направлении, что при наличии комбинированных нагрузок требует установку в данный узел еще одного подшипника для компенсации осевых нагрузок в противоположном направлении.
2. О – образная схема (спина к спине) при установке по этой схеме подшипники воспринимают осевую нагрузку, действующую в обоих направлениях, причем данная схема обеспечивает наибольшую жесткость узла и устойчивость к опрокидывающим моментам.
3. Х - образная схема (лицом к лицу) как и при установке по О – образной схеме подшипники воспринимают осевую нагрузку, действующую в обоих направлениях, но в отличии от О – образной схемы, данный узел будет иметь меньшую жесткость и, как следствие, меньшую устойчивость к опрокидыванию.
В редких случаях (специзделия) однорядные радиально-упорные шарикоподшипники могут поставляться с одним неконтактным резинометаллическим уплотнением.
Двухрядные радиально-упорные шарикоподшипники конструктивно схожи с 2 Однорядными радиально-упорными шарикоподшипниками, расположенными по О – образной схеме, но имеют меньшие габариты по ширине. Данный тип подшипников могут воспринимать осевые нагрузки в обоих направлениях, а также имеют достаточно высокую жесткость конструкции для восприятия опрокидывающих усилий и угол контакта 30 градусов. Данное конструктивное решение обусловлено большей грузоподъемностью, низким уровнем шума и универсальностью применения при сопоставимых размерах по ширине с однорядными радиально-упорными подшипниками.
Подшипники самых распространенных типоразмеров выпускаются также в закрытом исполнении, металлическими шайбами или резинометаллическими уплотнениями. В таких подшипниках уже заложена смазка на весь срок службы. Еще одной разновидностью двухрядных радиально-упорных шарикоподшипников являются подшипники с внутренней обоймой состоящей из 2 частей. Такие подшипники отличаются повышенной грузоподъемностью за счет использования большего количества тел качения.
Для изготовления двухрядных радиально-упорных шарикоподшипников в стандартной комплектации используются сепараторы из листовой стали или полиамида, рабочая температура таких подшипников до 120 С. Подшипники работающие при повышенных температурах или тяжелых условиях эксплуатации могут быть изготовлены с механически обработанным сепаратором из латуни.
Радиально-упорные шарикоподшипники с четырех точечным контактом представляют собой однорядные радиально-упорные шарикоподшипники с внутренней обоймой состоящей из 2 частей, что позволяет воспринимать осевые нагрузки в обоих направлениях без уменьшения величины осевой нагрузки по сравнению с однорядными радиально-упорными шарикоподшипниками, что достигается за счет использования большего количества тел качения. Данный вид подшипников используется, как правило, в паре с радиальными подшипниками, которые компенсируют радиальные нагрузки.
Для изготовления радиально-упорных шарикоподшипников с четырех точечным контактом в стандартной комплектации используются сепараторы полиамида, рабочая температура таких подшипников до 120 С. Подшипники работающие при повышенных температурах или тяжелых условиях эксплуатации могут быть изготовлены с механически обработанным сепаратором из латуни.